Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации. Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Информационно - коммуникационные технологии включают в себя
-
компьютер и интернет
-
телевизор
-
видеомагнитофон
-
видеокамера и фотоаппарат
-
DVDи CD
-
радио
-
игровые приставки
-
мобильные телефоны
-
магнитофоны
-
мультимедиа и интерактивная доска.
Цель ИКТ в дошкольном образовании:
- повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
-
обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
-
обеспечение взаимодействия с семьёй;
-
обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
-
повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
-
облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);
-
облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
-
обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
-
возможность самореализации;
-
возможность самообразования.
Области применения ИКТ педагогами в ДОО
-
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы
-
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
-
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
-
Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
-
Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
-
Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
-
Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
-
Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
-
Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
-
Использование электронной почты, ведение сайта ДОО;
-
Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе
-
Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
-
Помогает формировать информационную культуру у детей;
-
-
Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-
Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
-
Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
-
Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
-
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
-
Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
-
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
-
Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
-
С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс
-
Недостаточная ИКТ – компетентность педагога;
-
Материальная база ДОО;
-
Защита здоровья ребенка;
-
Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОО;
-
Отсутствие систематизации компьютерных развивающих программ;
-
Отсутствие единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность